Перейти к основному содержанию


66 лет 201 иап

ср, 26/04/2017 - 12:32

Уважаемые друзья!

1 мая исполняется 66 лет 201-му истребительному авиационному полку и 77 отдельному батальону аэродромно-технического обеспечения.           
                                                                                                                
201 иап с 1951 г. по 1994 г. базировался на аэродроме Мачулищи и выполнял боевую задачу по защите воздушных рубежей нашей Родины в системе ПВО страны.
                                                                                                                                                        Формировали полк участники Великой Отечественной войны, орденоносцы : командир м-р Шкирко Н.Г. и его заместители п/п-к Расщупкин В.И., п/п-к Воднев И.Н.и п/п-к Усков В.В. 
                                  
В полку проходили службу Герои Советского Союза м-р Глотов Н.И., м-р Сухоруков И.А., м-р Волошин А.И., м-р Крамаренко С.М.
 
201 иап с 1951 г. по 1956 г. был вооружен реактивными истребителями МиГ-15            
 
С 1951 г. по 1956 г. полк был вооружен реактивными истребителями МиГ-15.
 
С 1956 г. по 1961 г. 201 иап в Мачулищах выполнял задачи боевой подготовки на истребителях Ми17 и Миг-19.
С 1956 г. по 1961 г. полк выполнял задачи боевой подготовки на истребителях Ми17 и Миг-19.
 
Важным этапом в истории полка было освоение истребителя – перехватчика Су-9. Переучивание на этот сверхзвуковой самолет (максимальная скорость полета - 2120 к/ч, максимальная высота полета - 20000 м.) началось в 1961 году. Сложность переучивания была в том, что оно проходило до 1964 г. без учебно-боевых самолетов Су-7У, Су-9У («спарок»). Таким образом: летчик  впервые вылетал без провозных полетов на одноместном самолете у которого скорости полета на предпосадочном снижении (420-360 к/ч) и посадке (300 к/ч) были на 120 к/ч выше, чем на Миг-17. Кроме того: ступенчатое, а не плавное (как на других истребителях) изменение тяги двигателя АЛ-7Ф усложняло летчику выдерживание скорости на глиссаде снижения пред посадкой.
 
 
Личный состав полка освоил новую авиатехнику и успешно выполнял все задачи боевой подготовки в том, числе на ЛТУ с боевыми стрельбами и учениях, проводимых Министром Обороны СССР.                 
 
Боевыми орденами награждались офицеры: Н. Лыскин, Е. Болотов, В. Агафонов, А. Долготелесов, Ц. Рацен ,Б. Костюк, В. Хохлов, В .Кузьмин, Л. Филонович.
 
21 июня 1972 г. майор А.Чурилин, рискуя жизнью, отвел горящий самолет от жилого массива г. Минска, за что был награжден орденом «Красного Знамени». 
                                                                                                    
В 1975 году полку был вручен  Вымпел Министра Обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».
 
В 1979 г. полк приступил к переучиванию на лучшую модификацию истребителя МиГ-23 –МиГ- 23МЛ. На этом истребителе, в отличие от Су-9, можно было вести маневренные воздушные бои, уничтожать цели, летящие на предельно-малых высотах, выполнять атаки воздушных целей в переднюю полусферу и под большим ракурсом, а также, обладая пушечным и бомбовым вооружением, действовать по наземным целям.
 
Начиная с 1986 г.  на самолетах МиГ-23МЛ авиаремонтные заводы произвели доработки, существенно улучшающие маневренные характеристики истребителя. Самолет получил название – МиГ-23МЛД. Несмотря на высокую надежность этого самолета при его летной эксплуатации происходили отказы, которые не переросли в трагедии только благодаря высоким профессиональным и моральным качествам м-ра Савина Ю.Д. (1982 г., помпаж двигателя после взлета), п/п-ка Карчевского А.К. (1989 г., невыпуск основной стойки шасси), п/п-ка Насвита М.В.(1991 г., отказ навигационных приборов при минимуме погоды для посадки), м-ра Вяткина Е.А. (1991 г., отказ системы выработки топлива на перелете на максимальную дальность Днепропетровск – Барановичи), п/п-ка Парфенова В.А.(1993 г., самопроизвольный выход тормозного парашюта при заходе на посадку ночью на высоте 100 м.).
 
 
Интересы защиты Родины требовали высокого уровня боевой подготовки. Полеты проводились в две смены и днем и ночью. Полк регулярно проверялся на способность выполнять различные боевые задачи на полигонах Приволжский, Мары, Сары-Шаган, Красноводск. За последнее ЛТУ с боевыми стрельбами на полигоне Красноводск в 1991 г. полк получил оценку «Отлично». Заслуга в этом всего личного состава полка и частей обеспечения: летчиков, специалистов боевого управления, инженеров, техников, механиков.
 
В 1994 г. на сорок третьем году своей истории один из лучших по уровню подготовки летного состава 201 истребительный полк был расформирован.
 
В этот день необходимо вспомнить имена наших однополчан, погибших при исполнении воинского долга: л-та Журина, к-на Егорова, к-на Малыгина, ст. л-та Анцишкина, ст. л-та Теодоровича, к-на Сорокина Г.Г., к-на Бурчака Н.У., к-на Леонова Г.В., к-на Панасенко О.А., л-та Клюева Б.К., м-ра Круглова М.И., п/п-ка Касаткина Б.Н., п/п-ка Жукова В.Я., к-на Зубкова А.В., м-ра Лисина С.Б., к-на Кузнецова А.А., п-ка Середы В.П.
 
                                  Ш.Д.М.

Теги: 

Комментарии

ШДМ , так что Вы предлагаете? Построение, поход на аэродром, или......побегаем по дорожке вокруг стадиона? Вас не поймешь. Определитесь.

alvas2005, никаких предложений не звучало. Статья - это дань памяти прежде всего. А предложения можете внести вы сами. Будет интересно послушать

ну во первых не первого мая полк сформирован а 30 апреля . просто пьянки закатывали 1 мая , так как это праздничный день. п/п-к Касаткин Б.Н умер под колёсами автобуса во время сильного снегопада а п-к Середа В.П. умер дома в постели , так что про выполнении воинского долга как то немного не в тему.

По поводу комментария trash: (от имени Ш.Д.М.)

1).Днем части для истребительного полка ПВО определяется день когда полк приступает к выполнению боевой задачи по своему предназначению. Именно 1 мая 1951г личный состав полка впервые заступил на боевое дежурство .Первыми дежурными летчиками были участники войны капитаны А. Малков и Л. Сазонов;

2).Полковник Касаткин Б.Н. погиб во время производства в полку ночных полетов. Зам.командира 1аэ по инженерно-авиационной службе майор Смоляков А.М. доложил ему о сильном обледенении кромок воздухозаборников ,заруливающих самолетов (примечание: лед при попадании на лопатки компрессора двигателя ведет к выходу его из строя, что может привести к аварии самолета). Командир полка направился к самолетам, чтобы лично убедиться в наличии опасного явления для принятия решения о дальнейшем производстве или прекращении полетов. На пути от самолета к высотному домику Борис Николаевич Касаткин был сбит автобусом, которым управлял неопытный водитель;

3).Отличный летчик и перспективный командир полковник Середа Владимир Петрович умер 7 мая 1991г. в возрасте сорока лет от сердечного приступа. Этот день до позднего вечера был занят поиском самовольно покинувшего часть военнослужащего срочной службы. Перед уходом из штаба командир полка имел очень жесткий и тяжелый разговор с заместителем командира корпуса ПВО по поводу этого побега. Кроме того - командир истребительного полка ПВО, согласно боевому приказу , постоянно в любое время суток находится в 30-ти минутной готовности для прибытия на командный пункт для руководства боевым расчетом.

Зам.командира 201 иап по летной подготовке с 1989г. по 1994г. полковник в отставке Шерман Д.М.

Вход на сайт

Яндекс.Метрика Курс валют в обменниках Беларуси

Авторские права (Copyright) © 2015-2017, Мачулищи - Machulishi.of.by