— Теперь мы открыто можем рассказать об истории нашего воинского соединения без всяких на то оглядок, — отмечает командир базирующейся в поселке Мачулищи 50-й смешанной авиационной базы полковник Андрей Лукьянович. — Ведь наша авиабаза и создавалась именно для ведения боевых действий в Афганистане.
Было это в 1980 году. Формирование тогда еще 50-го смешанного авиационного полка происходило в Узбекистане. Это уже после окончания боевых действий воинское подразделение было передислоцировано в Беларусь.
— В Афганистане воины-авиаторы зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, — вспоминает непосредственный участник афганских событий, заместитель командира авиабазы полковник Юрий Рогачев. — Без них не обходилась практически ни одна боевая операция.
Свидетельством ратного подвига летчиков стало награждение воинского формирования орденом Красной Звезды и семь Героев Советского Союза в списках однополчан. По мнению знатоков военной истории, в Советской Армии не было более прославленной авиационной части, прошедшей Афганистан, чем легендарный «полтинник» — так авиабазу называют между собой те, кто служит в ее составе. К сожалению, на войне, как на войне: в Афганистане авиабаза потеряла 132 воина-авиатора.
В мирное время у авиаторов не менее ответственная миссия. Прежде всего это охрана воздушного пространства Республики Беларусь. Может показаться странным, но до определенного времени не все молодые офицеры, не говоря уже о солдатах срочной службы, знали о героическом прошлом авиабазы. Такое досадное недоразумение решил исправить нынешний ее командир полковник Андрей Лукьянович — он распорядился создать здесь «афганский» музей. Символично, что под него приспособили настоящий боевой самолет Ан-26РТ. В Афганистане борт использовался как самолет-ретранслятор. Душманы сбивали такие военные машины в первую очередь. Немало досталось и этому борту, побывавшему в афганском небе, но он выжил и занял почтенное место в Мачулищах.
Целая история вышла с доставкой самолета к месту его сегодняшнего базирования. Дело в том, что колея шасси винтокрылой машины оказалась шире дорожного полотна. Чтобы решить проблему, понадобилось множество согласований с дорожными и иными службами, дополнительные организационные мероприятия.
На торжественное открытие музея к авиаторам приезжали белорусские космонавты — Петр Климук, Владимир Коваленок и Олег Новицкий.
Внешне самолет ничем не отличается от прежнего оригинала, но вот внутри его — все совершенно по-иному. Здесь развернута внушительная музейная экспозиция, рассказывающая о героическом прошлом авиабазы. Самолет установили на постамент. Здесь же оборудовали и мемориальную плиту с именами погибших в Афганистане однополчан. Позаботились также о создании Аллеи Героев.
Спустя некоторое время на территории авиабазы появилась часовня в честь пророка Божьего — святого Ильи с поименным списком погибших однополчан. Это культовое сооружение военные возводили при поддержке православной и католической церквей Беларуси, в том числе на пожертвования граждан.
— И сегодня подвиги ветеранов афганской войны вдохновляют нас, воспитывают в духе патриотизма, стойкости и мужества, беззаветного служения своему Отечеству, — сказал на митинге, посвященном 28-й годовщине вывода советских войск из Афганистана, полковник Андрей Лукьянович.
В тот день авиабазу посетили руководитель Минской районной организации ветеранов Анатолий Моисеев и председатель Мачулищанского поселкового исполнительного комитета Сергей Кривошей. В свое время они немало сделали для того, чтобы память об Афгане не померкла в душах людей.
Олег СМОЛЯКОВ
Комментарии
"Полтинник", помоги,
"Полтинник", помоги, пожалуйста, самолёт установить!
http://machulishi.of.by/content/uvazhaemye-zashchitniki-rodiny-veterany-...
Добавить комментарий