Перейти к основному содержанию


Крылатый «полтинник», закаленный войной

чт, 30/04/2015 - 21:59

30 апреля свое 35‑летие отметила 50‑я ордена Красной Звезды смешанная авиационная база в Мачулищах.

В нашей армии ныне нет военнослужащего, ничего не знающего о 50‑й смешанной авиабазе. Ведь ее воздушные суда — постоянные труженики и незаменимые помощники в подготовке войск. Учение сил специальных операций или десантирование специалистов поисково‑спасательной службы, оперативная переброска сил и средств на белорусский или российский полигон для совершенствования ратного мастерства военнослужащих — все это не обходится без действенной помощи «небесных лошадок» легендарного «полтинника».

—Я не ошибусь, если скажу, что сегодня полноценное существование Вооруженных Сил Республики Беларусь немыслимо без 50‑й смешанной авиационной базы в силу выполняемых ее личным составом задач, — так в преддверии знаменательной даты начал свой рассказ об особенностях службы подчиненных командир авиабазы полковник Андрей Лукьянович. — Это и боевое дежурство по противовоздушной обороне, поисково‑спасательному обеспечению, действия в составе сил немедленного реагирования, перевозка главы государства, руководящего состава Министерства обороны, десантирование личного состава, боевой техники, грузов, полеты по международным воздушным линиям, выполнение специальных задач.

Командир 50‑й саб с удовольствием отметил высокий уровень взаимодействия с силами специальных операций Вооруженных Сил. Ведь без воздушных судов авиабазы не обходится даже первоначальная парашютно-десантная подготовка воинов, не говоря уже о различного рода учениях — от ротных до совместных стратегических. Летчики постоянно участвуют в учениях, проходящих практически всегда на сложном тактическом фоне с десантированием личного состава и боевой техники на полигонах как Республики Беларусь, так и стран ОДКБ и даже дальнего зарубежья.

—Однако достигнутое — не предел. В совершенствовании боевой готовности не может быть границ, — подчеркнул в беседе Андрей Юльянович. — Сегодня наш личный состав достойно выполняет свой воинский и патриотический долг по защите страны, верен Военной присяге и своему народу. Авиационная база боеспособна, идет интенсивная подготовка молодого летного и инженерно-технического состава, растет уровень профессиональной подготовки всех авиаторов для выполнения задач по предназначению. Хочу выразить слова благодарности всем ветеранам, военнослужащим, гражданскому персоналу 50‑й смешанной авиационной базы. У нас замечательный, сплоченный коллектив. Мы — одна команда! Спасибо всем вам за нашу историю — настоящую и будущую!

* * *

История этой авиачасти неразрывно связана с войной в Афганистане. Там зародились и окрепли все значимые и незыблемые с тех пор традиции. Боль утрат, неизбежных в войне, и сегодня бередит сердца, а героизм, проявленный авиаторами на афганской земле, и в наше время продолжает вдохновлять личный состав авиа­базы на честное и беззаветное служение Родине.

Вспомним, как все начиналось…

Прародитель авиабазы — 50‑й отдельный смешанный авиационный полк — 35 лет назад буквально за месяц был сформирован в узбекском городе Чирчике для оказания помощи афганскому народу. Эту непростую задачу выполнил командир 280‑го отдельного вертолетного полка подполковник Борис Григорьевич Будников. «Полтинник» объединил летчиков, инженеров, техников, переведенных сюда по службе из разных авиачастей со всех концов Советского Союза.

В полк вошли три эскадрильи: 1‑я — три отряда по четыре самолета Ан‑12, Ан‑26 и Ан‑26РТ и две вертолетных эскадрильи, состоявшие из шести звеньев на Ми‑24В/Д и шести звеньев на Ми‑8МТ. Были сформированы управление полка и авиационная технико-эксплуатационная часть.

Авиаполк вошел в состав 40‑й общевойсковой армии, и с марта 1980‑го по февраль 1989 года авиаторы выполняли боевые задачи с аэродрома Кабул. В составе «полтинника» летали и крылатые «таблетки» — так прозвали в войсках самолеты неотложной реанимационно-хирургической помощи Ан‑26М «Спасатель» с красным крестом на борту. Печальным и необходимым был труд экипажей и других самолетов части, «черных тюльпанов» — «скорбных птиц», воспетых Александром Розенбаумом.

Первую боевую потерю 50‑й осап понес 24 апреля 1980 года — в районе ущелья Вагждан в 45 километрах юго-западнее Кабула очередью ДШК был сбит Ми‑24 старшего лейтенанта А.Корчагина. При попытке совершить вынужденную посадку вертолет завалился на бок и загорелся… Погибли командир и оператор лейтенант Т.Дацько, борттехнику П.Никитенко удалось спастись.

Командир 50-й саб полковник Андрей Лукьянович

Через шесть дней, 30 апреля 1980 года, полку было вручено Боевое Знамя. Этот день и является сегодня знаковым — днем части.

В марте 1983 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР авиаполк был награжден орденом Красной Звезды.

Боль потерь не заглушить и сегодня

В первый год участия в боевых действиях полк потерял восемь вертолетов. Три из них были сбиты противником, пять — разрушены при аварийных посадках. Всего же летчики 50‑го осап выполнили 12.278 боевых вылетов, уничтожили 32 огневых точки, 38 опорных пунктов мятежников, 21 склад, четыре ДШК, 41 штаб и крепость, а также более 1.200 душманов.

В 1981 году в активе летчиков полка было уже 18.684 боевых вылетов, поврежденными оказались 33 вертолета. Следующий год — 1982‑й — оказался очень тяжелым… Летчики совершили 15.272 боевых вылета. Потери — 19 вертолетов и 14 человек.

8 мая 1982 года произошла ужасная трагедия — в сбитом вертолете погиб весь руководящий состав 3‑й эскадрильи: ее командир — майор Ю.Грудинкин, замполит — капитан А.Садохин и штурман эскадрильи — капитан В.Кузьминов. 7 октября 1982 года после выхода из атаки в районе горы Катасанг был обстрелян из ЗГУ и взорвался в воздухе Ми‑24Д капитана Спелова. Экипаж погиб, спасая высаженную группу десантников.

Больше всего боевых вылетов полк сделал в 1984 году — 37.600. В 1985 году было совершено 27.675 боевых вылетов, погибли девять человек. В том же году моджахеды получили для борьбы с авиацией ПЗРК «Стингер», что неизбежно сказалось на потерях полка. Впервые за афганскую войну в 1985‑м враг сбил, помимо восьми вертолетов, и два самолета.

21 февраля 1986 года погиб заместитель командира полка подполковник Иван Фёдорович Пиянзин. 29 ноября того же года в 24 километрах от Кабула «Стингером» был сбит на высоте 6.400 метров Ан‑12БП. У экипажа капитана А.Хомутовского и 27 пассажиров не было никаких шансов — самолет взорвался в воздухе… А буквально через месяц (26 декабря) скорбный список потерь пополнил Ан‑26РТ. В этом случае экипаж успел воспользоваться парашютами, но по неизвестной причине бортмеханик — прапорщик Б.Бумажкин прыжок не совершил — и погиб в сбитом самолете.

В 1987 году были совершены 26.202 боевых вылета. Полк принял участие в операциях «Ущелье», «Весна», «Залп», «Энергия», «Центр». Были потеряны 14 вертолетов и три самолета, погибли 23 однополчанина.

Были сбиты, но остались живы экипажи капитанов Д.Яворского и С.Молчанова, майоров А.Коржавина и В.Воротникова. При высадке десанта сбили Ми‑8МТ подполковника В.Зенкова, тогда погибли шесть десантников и один член экипажа. 21 октября во время ночной посадки в Джелалабаде ракета настигла Ан‑26 капитана Михаила Мельникова. Весь экипаж того самолета был «минский», похоронили авиаторов вместе — на Чижовском кладбище столицы Беларуси. Через два месяца двумя «Стингерами» был сбит Ан‑26 командира 2‑й эскадрильи майора Владимира Ковалёва…

Майор Ковалёв выполнил в афганском небе 180 боевых вылетов и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Он стал единственным летчиком военно-транспортного самолета, удостоенным такой высокой чести за всю афганскую войну.

За 1988 год полк произвел 18.581 боевой вылет. Потери — 26 человек, один Ан‑26, три Ми‑8МТ и три Ми‑24В. Были сильно повреждены три самолета и девять вертолетов.

21 января 1988 года был сбит Ми‑8МТВ начальника разведки полка майора Пискайкина. Погибли экипаж и четверо пассажиров. 24 июля при посадке в Баграме упал самолет Ан‑26 с командиром 1‑й авиационной эскадрильи майором Косьяненко на борту. Экипаж погиб.

27 августа в горах был сбит Ми‑24В, экипаж попытался парашютироваться, но из-за малой высоты парашюты не раскрылись… Забирать тела Анатолия Литвиненко и Александра Мошкова полетел сам командир полка полковник Александр Голованов. Душманы знали, что за погибшими обязательно прилетят, — и организовали засаду. Под шквальным огнем вертолету Голованова удалось забрать тела погибших однополчан. При этом душманы выпустили в упор по нему «Стингер», который ушел на раскаленную на солнце скалу… В Афганистане комполка Голованов совершил 344 боевых вылета на Ми‑24 и Ми‑8.

Последний год афганской войны оказался самым трудным. Душманы стали регулярно обстреливать аэродром базирования полка реактивными снарядами.

Воскресенье 13 сентября 1988 года стало самым черным днем в истории 50‑го отдельного смешанного авиационного полка. После обеда летчики 4‑й вертолетной эскадрильи собрались в модуле, чтобы посмотреть телевизор. И туда попала неуправляемая ракета мятежников… Погибли 11 человек, 46 былы ранены.

В долгожданный год вывода советских войск из ДРА — 1989‑й — только в январе экипажи полка совершили 3.128 боевых вылетов, перевезли 6.621 человека, эвакуировали 73 раненых.

Срок вывода 50‑го осап переносили четыре раза из-за плохой погоды. Только 1 февраля в 20 часов 22 минуты «940‑й» (позывной командира полка полковника Александра Голованова) поднял в воздух свой Ми‑24П с бортовым № 01, повел его в сторону перевала Саланг. И тут произошла трагедия — его вертолет был сбит… Посмертно А.Голованов был удостоен звания Героя Советского Союза, а его летчик-оператор Сергей Пешеходько — ордена Ленина.

Это оказались последние боевые потери 50‑го отдельного смешанного авиационного полка в Афганистане. Основной эшелон вышел на аэродром Какайды только 7 февраля, а «крайние» экипажи — 13 февраля.

За девять лет войны летчики «полтинника» совершили 120.944 боевых вылета (больше, чем в других авиачастях), уничтожили 298 опорных пунктов, 160 огневых точек, 104 позиции ДШК, 75 складов с оружием и боеприпасами, около 3,5 тысячи мятежников, перевезли более 90 тысяч тонн грузов.

В нашей памяти и истории навечно остались имена шести Героев Советского Союза, девяти авиаторов, награжденных орденом Ленина, 78 — орденом Красного Знамени, 1.145 — орденом Красной Звезды, 1.126 — орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», 489 — медалью «За отвагу», 1.221 — медалью «За боевые заслуги».

Жизнь после войны

В феврале 1989 года 50‑й авиаполк в полном составе был выведен с территории Афганистана, а уже в мае на аэродроме Липки (Минский гарнизон) он приступил к выполнению задач боевой подготовки в мирных условиях.

С 1994 года 50‑я смешанная авиационная база стала базироваться на аэродроме Мачулищи. На основании Указа Президента Республики Беларусь № 600 от 17 ноября 2003 года 50‑й саб наших ВВС и войск ПВО было вручено 11 октября 2004 года Боевое Знамя части.

—За три с половиной десятилетия наши летчики освоили и мастерски пилотировали несколько типов транспортных самолетов, боевых и транспортно-боевых вертолетов, — рассказал полковник Андрей Лукьянович. — Сегодня самыми яркими представителями воздушного парка авиационной базы являются военно-транспортный самолет Ил‑76МД, «рабочая лошадка» авиации — вездесущий Ми‑8МТ, транспортный самолет Ан‑26. А с 2014 года в парк наших боевых машин вернулся один из самых успешных боевых вертолетов Ми‑24. Это надежная и во многом уникальная техника, до сих пор не имеющая аналогов в мире. Военнослужащие 50‑й смешанной авиационной базы в совершенстве владеют ею.

* * *

Этот рассказ об авиабазе, отмечающей сегодня свой главный праздник, был бы неполон, если умолчать о том, что ныне делается ее командованием для сохранения традиций легендарного «полтинника».

По инициативе командира 50‑й саб полковника Андрея Лукьяновича на территории части был установлен самолет-музей воинской славы и возведена часовня.

Апогеем работы по увековечению памяти воинов‑интернационалистов, принимавших участие в войне в Афганистане, стало открытие самолета-музея 8 мая 2014 года.

—В создании музея принимали непосредственное участие военнослужащие авиационной эскадрильи и батальона технического обеспечения, которые фактически восстановили салон и кабину экипажа самолета, подготовили их для экспонирования, — добавил полковник Андрей Лукьянович. — Это была коллективная работа, важная роль в которой досталась ветеранам войны в Афганистане и членам их семей. Порой они жертвовали ради общего блага дорогими для себя экспонатами — личными вещами и предметами одежды, которые зримо напоминают о тех временах… Сегодня в нашей 50‑й саб на военных и гражданских должностях продолжают трудиться 10 воинов‑интернационалистов, в их числе и заместитель командира авиабазы полковник Юрий Рогачёв. Неразрывно связаны мы и с Мачулищанской первичной организацией ветеранов войны в Афганистане, председателем которой является ветеран авиабазы старший прапорщик медицинской службы запаса Светлана Мелентьева.

А 23 июня 2014 года на территории части была торжественно открыта деревянная часовня в честь пророка Божьего Святого Ильи, в память о погибших в войне в Афганистане воинах-авиаторах. За восемь месяцев до этого по благословлению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета на территории авиационной базы было освящено выбранное место, заложена капсула с посланием потомкам и начато строительство.

—Невозможно было бы справиться так быстро без разносторонней помощи представителей церкви, учреждений и организаций, материально поддержавших благое начинание командования воинской части, — уточнил командир авиабазы полковник Андрей Лукьянович. — Неоценим и вклад личного состава части, особенно тех военнослужащих и лиц гражданского персонала, которые непосредственно участвовали в процессе сооружения часовни и благоустройства прилегающей к ней территории.

Самолет-музей 50-й саб

О ценности открытых на территории авиабазы объектов памяти о подвиге авиаторов рассказал заместитель командира 50‑й саб по идеологической работе майор Александр Кисель:

—Используя потенциал самолета-музея, мы пытаемся охватить максимально возможное количество школ, учреждений образования — для того, чтобы познакомить нашу молодежь с историей авиабазы, для совершенствования патриотического воспитания. Молодежь Республики Беларусь должна знать, что личный состав 50‑й саб вписал немало славных страниц в историю Отечества, выполняя интернациональный долг в ДРА, а сегодня продолжает славные традиции воинов‑авиаторов, активно участвуя во всех значимых мероприятиях боевой подготовки белорусской армии.

Подполковник Игорь Жук, «Ваяр», zhuk@mod.mil.by

Теги: 

Вход на сайт

Яндекс.Метрика Курс валют в обменниках Беларуси

Авторские права (Copyright) © 2015-2017, Мачулищи - Machulishi.of.by