Перейти к основному содержанию


Наши люди. – Два комэска. Две предпосылки.

пт, 02/09/2016 - 14:06

В авиации предпосылками к летному происшествию называют события, которые могли привести к аварии или катастрофе. Могли, но …  Я расскажу о двух случаях, когда «но» стало заслугой людей, которые сейчас живут в нашем поселке и которых многие из нас знают. Речь пойдет о летчиках-истребителях 201 иап: командире 1-ой авиаэскадрильи Карчевском Александре Константиновиче и  командире 2-ой авиаэскадрильи  Насвите Михаиле Васильевиче.

 подполковник Карчевский А. К. и Насвит М. В., авиагородок Мачулищи

  подполковник Карчевский А. К.       подполковник Насвит М. В.

17 января 1989 года после выполнения сложного пилотажа на самолете МиГ-23УБ при выполнении захода на посадку экипаж (летчик майор А. Исчанов и инструктор подполковник А. Карчевский.) обнаружил отказ системы выпуска шасси – не выпускалась левая основная стойка шасси. После нескольких безрезультатных попыток ее выпуска, летчики приняли решение убрать правую стойку шасси, переднюю стойку выпустить аварийно и садиться на бетонную взлетно-посадочную полосу без основных стоек шасси (грунтовая полоса в это время года была не пригодна к посадке).

Сложность такой посадки заключается в том, чтобы не допустить «хлыст» - когда самолет, коснувшись хвостовой частью посадочной полосы, носовой частью резко опустится на переднюю стойку. Такие случаи приводили к тяжелым последствиям не только для самолета, но и для экипажа. Да и сама посадка  на «брюхо» опасна возгоранием самолета.

Посадка с одной передней стойкой шасси была выполнена безупречно. Самолет получил незначительные повреждения, а через две недели  был введен в строй. На разборе полетов генерал, начальник авиации Армии пошутил: «…хотел бы  поставить в пример высокое методическое мастерство командира авиаэскадрильи, но прослушав магнитофонную запись внутрисамолетного радиообмена, сделать это не смогу из-за очень неформальной лексики комэска». Летчики, присутствовавшие на разборе полетов, рассмеялись, а потом еще долго спрашивали Александра Константиновича  «какие же волшебные слова» говорил он майору Исчанову при выполнении посадки.

Второй случай произошел тоже на «спарке» (так авиаторы называют двухместные учебно-боевые самолеты) и тоже после сложного пилотажа с летчиком капитаном С. Цветковым и инструктором подполковником М. Насвитом 2 декабря 1991 года. В пилотажной зоне  летчики определили отказы системы ближней навигации, радиокомпаса, топливомера, а также  радиосвязи с командно-диспетчерским пунктом (причина, как оказалось потом, была в замыкании электропроводки). Верхний край восьми балльной облачности был 600м, нижний около 200м, а видимость - 1,5÷2 км. Летчики, увидев в разрыве облачности участок автодороги, вывели самолет под облака. Ориентируясь по автотрассе М-1, вышли в район аэропорта Минск-2. Там при видимости около 3 км обнаружили посадочную полосу и произвели посадку без использования навигационных и посадочных систем  и радиосвязи с малого  круга («вокруг хвоста»). Полет закончился успешно благодаря хладнокровным действиям экипажа и отличной технике пилотирования на предельно-малых высотах. Даже не хочется представлять к каким последствиям могло привести  падение самолета на землю, если бы экипаж  покинул  его в пилотажной зоне из-за невозможности выполнить заход на посадку.

 Мне кажется, что эти две истории не только добавят уважения к этим двум ветеранам, в прошлом отличным летчикам, но и помогут сохранить память о 201 истребительном авиационном полку, который почти полвека стоял на страже воздушных рубежей нашей Родины.

                                                                        Ш.Д.М.

Теги: 

Комментарии

Ждём книгу воспоминаний о 201 иап от Шермана Д.М.

Вышла книга Кашевицкий В.С. “Полет длиною в жизнь” (Воспоминания летчика)”- Минск “Рубон”, Смоленск“Хартекс”. 2016. - 200 с. с ил.
Тираж 100 экз. http://rubon-belarus.com/books/332-poljetdlinojuvzhzn?utm_source=Viber&u...

Вход на сайт

Яндекс.Метрика Курс валют в обменниках Беларуси

Авторские права (Copyright) © 2015-2017, Мачулищи - Machulishi.of.by