Перейти к основному содержанию


Петля Нестерова

ср, 10/08/2016 - 15:10

Накануне дня Авиации мне захотелось поделиться с людьми, любящими авиацию, живущими в нашем замечательном, хоть и не очень ухоженном поселке, чем то хорошим, что принесла мне лётная работа.
 

Петля Нестерова

Петля– фигура пилотажа, носящая имя Петра Николаевича Нестерова. 9 сентября 1913 года в Киеве над Сырецким полем на самолете «Ньюпор» П.Нестеров впервые в мире выполнил фигуру в виде замкнутой петли в вертикальной плоскости, чем положил начало высшему пилотажу. Ранее эта фигура называлась «мертвой» петлей из-за того, что выполнение её заканчивалось авариями и катастрофами.

На мой взгляд, сформировавшийся многими годами летной работы, петля Нестерова – самая замечательная из всех фигур пилотажа с точек зрения эстетического восприятия и формирования боевого духа воздушного бойца. Также как не может быть летчика без полетов, так и невозможен летчик-истребитель без петли Нестерова.

Я не собираюсь излагать технику выполнения этой фигуры. Скажу только, что задача летчика в восходящей её части – минимальная потеря скорости, а в нисходящей –  минимальная потеря высоты. Известно ,что пилотирование с большими перегрузками (5-6 ед.) здоровья человеку не добавляет, но даже через десятки лет хочется ощутить вдавливающую в пилотское кресло силу, возникающую при вводе самолета в петлю и получить удовольствия от вида набегающих сверху вниз лесов, полей, водоемов, домов.

Из множества петель некоторые запомнились своей необычностью. В 1970 г. инстуктор Армавирского училища Юрий Александрович Белов на реактивном самолете Л-29 показал мне петлю на режиме работы двигателя «малый газ», а на втором году службы в боевом полку комэска Вячеслав Иванович Разбоев на «тяжелой» спарке Су-9У обучил петле без форсажа на взлетных оборотах работы двигателя (очень жаль, что этот замечательный летчик погиб в 40-летнем возрасте из-за столкновения с ведомым на взлете).

Чем современнее самолет, тем проще выполнить на нем петлю. Этому способствуют и указатели перегрузки и углов атаки, а без этих приборов летчику приходилось запоминать необходимую перегрузку по восприятию нагрузки на тело (МиГ-17), а потребные углы атаки на нисходящем участке петли по слабой тряске самолета (Су-9). Но, чем меньше внимания летчика занимают приборы, тем большее удовольствие доставляет ему пилотаж. И наиболее ярко это проявляется при выполнении петель в вертикальной и наклонной плоскостях (косые петли) в составе пары. Почти все внимание пилота занято только одним «прибором» - самолетом ведущего. Он заменяет ему и авиагоризонт, и указатели перегрузки, углов атаки, скорости и высотомер. По положению створок сопла ведомый принимает решения на включение форсажа. Прямая петля, косая левая, косая правая – 3 минуты восприятия самолета ведущего на фоне набегающих облаков, солнца, земли, одновременно с ощущением каждой клеточкой тела давящей тяжести от перегрузки – это настоящее чудо!

Пилотаж – украшение полета, а петля –  была, есть и будет бриллиантом в этом украшении.

Остающийся в душе летчиком-истребителем, ШДМ.

Руководитель секции Мачулищи Минской городской ветеранской организации ВВС Шерман Д.М.

Теги: 

Комментарии

рад за Шермана ,его энергии нашим-бы руководителям Мачулищ да и выше стоящим чиновникам,

Это точно. Энергии, как на АЭС.

Вход на сайт

Яндекс.Метрика Курс валют в обменниках Беларуси

Авторские права (Copyright) © 2015-2017, Мачулищи - Machulishi.of.by