Перейти к основному содержанию


Стал музеем самолет

пн, 09/11/2015 - 15:29
Уникальный музей воинской славы открылся чуть более года назад в городском поселке Мачулищи. Его экспонаты размещены в военно-транспортном самолете Ан-26, летавшем в небе Афганистана.

Инициатором создания «летающего музея» стал командир 50-й авиабазы полковник Андрей Лукьянович. Мне стало интересно: а вдруг с этой крылатой машиной мы встречались там, в горах Гиндукуша? Год и место рождения самолета — 1972-й, авиаконструкторское бюро «Антонов», г. Киев. По натовской классификации — «Вихрь», а среди летчиков просто «Аннушка». Девять лет он исправно доставлял из СССР в Афганистан оружие, медикаменты, продовольствие, другие грузы, а также наших солдат и офицеров. Самолет получил боевые ранения, но, к счастью, все обошлось. Он бережно хранит тепло рук нескольких экипажей, умело управлявших им в боевой обстановке.

В центре экспозиции — старое Боевое знамя 56-го авиаполка с прикрепленным к нему орденом Красной Звезды, полученным в 1983 году в Афганистане за проявленные летчиками мужество и отвагу. Воздушные асы нередко творили чудеса, находясь между жизнью и смертью. Не забуду, как на моих глазах пылающим факелом рухнул на землю подбитый «духами» ­Ан-26 — точная копия музейного. Это был почтовик, раз в неделю доставлявший из Ташкента письма для нашего воинского контингента. Все шесть членов экипажа, самоотверженно пытавшихся дотянуть до аэродрома, погибли…

Из документальных материалов на стендах узнаем, что с афганской войны не вернулись 132 авиатора полка. Шесть офицеров стали Героями Советского Союза, двоим — командиру полка полковнику Александру Голованову и командиру эскадрильи майору Владимиру Ковалеву — это высокое звание присвоено посмертно.

В штате 50-го авиаполка были и крылатые «таблетки» — так прозвали в Афганистане самолеты неотложной реанимационно-хирургической помощи Ан‑26М «Спасатель» с красным крестом на борту. Сотни офицеров и солдат остались живы благодаря этим вездесущим небесным «Аннушкам». Печальным и необходимым был труд экипажей и других самолетов части — «черных тюльпанов», «скорбных птиц», воспетых Александром Розенбаумом.

За девять лет войны летчики «полтинника» совершили 120.944 боевых вылета (больше, чем в других авиачастях), уничтожили 160 огневых точек, 75 складов с оружием и боеприпасами, около 3,5 тысячи мятежников, перевезли более 90 тысяч тонн грузов.

Сегодня в 50‑й авиабазе на военных и гражданских должностях служат и трудятся 10 воинов‑интернационалистов. Их воспоминания легли в основу многих материалов экспозиции. Музей создавался на общественных началах. Салон и кабину самолета собственноручно восстановили воины авиабазы, а ветераны-«афганцы» пополнили его экспонатами — штурманским планшетом, картами, личными вещами, фотографиями, пожелтевшими газетными страничками, один из летчиков передал на вечное хранение смертоносный осколок, едва не оборвавший ему жизнь.

В Книге почетных гостей своими впечатлениями поделился народный артист Беларуси Александр Тиханович: «Это действительно «машина времени», которая переносит нас в недалекое, но уже подзабытое героическое прошлое. Мы должны помнить подвиг наших соотечественников и быть благодарными им за чистое небо над головой и мирную жизнь».

По словам заместителя командира 50‑й авиабазы майора Александра Киселя, потенциал самолета-музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи трудно переоценить. Здесь побывало уже около тысячи школьников, учащихся колледжей и студентов вузов Минска и области. А очередь желающих прикоснуться к подвигу воинов-интернационалистов не иссякает…

 

 

Теги: 

Вход на сайт

Яндекс.Метрика Курс валют в обменниках Беларуси

Авторские права (Copyright) © 2015-2017, Мачулищи - Machulishi.of.by